— Надежда Георгиевна, этот год ознаменован для вас двумя юбилеями — вашим собственным и 50-летием коллектива «Русская песня»! 19 марта, в ваш день рождения, в театре прошел вечер-концерт «Юбилей, который пошел не так».
— Да, а 3 мая его смогли увидеть и зрители НТВ. Мои любимые коллеги во главе с нашим идейным вдохновителем Сергеем Рябовым, заместителем директора театра, решили сделать мне подарок — самостоятельно подготовить сценарий юбилейной программы, чтобы освободить меня от лишних забот в день рождения. Дима Петрунь, который поставил в нашем театре не один успешный спектакль, предложил: «Давайте организуем концерт-капустник — яркий, веселый, насыщенный, с театральными номерами, как делал у себя Олег Табаков». Я согласилась, мне эта нестандартная идея понравилась. Коллеги говорят: «А тебя посадим на трон, и будешь принимать поздравления». Я ответила: «Вы с ума сошли?! Во-первых, меня зритель не простит. А во-вторых, сидеть на сцене — не моя тема». Так что я не смогла остаться в стороне, вмешалась — поправила все, что меня не устраивало.
Ведущими Сергей Рябов придумал пригласить Ольгу Бузову и Виктора Васильева. Я поначалу засомневалась: справится ли Оля? А потом решила — почему нет? И предчувствия меня не подвели. Ольга была одета очень элегантно — по случаю — закрытое платье в пол. Она ответственно подошла к делу, а за кулисами тряслась от волнения как осиновый лист. Чтобы оправдать присутствие Бузовой на сцене, появилось предложение — записать с ней композицию. Я сперва сопротивлялась, но Сергей настоял. И мы с «Русской песней» исполнили ее хит Made in Russia. И что вы думаете? Сработало! Наше видео с этим номером сразу завирусилось в интернете.
Открывали вечер девушки из кордебалета в перьях под оркестр Сергея Жилина. Ну а потом пошли сюрпризы — наворот идей и номеров. На сцену вышли Оля Бузова и ее соведущий Виктор Васильев. Объявляют меня, а меня нет. И тут на экране запускается трансляция — «прямое включение» из моей машины, будто я вовсе не собираюсь ни на какой концерт. И я с экрана говорю: «Меня ждут в Министерстве культуры, в департаменте, на «Мосфильме». А вы сами придумали этот юбилей — сами и выкручивайтесь!» Конечно, все мы записали заранее — целое кино с погонями сняли. Концерт полностью оправдал свое название — последствия этого юбилея я ощущаю по сей день.
— И что же пошло не так?
— Ну, начать хотя бы с того, что начало пришлось перенести на полтора часа из-за графика Коли Баскова! А потом у меня случилось ЧП за кулисами. На дуэт с Сашей Буйновым нужно было очень быстро переодеться. Минуты за полторы — пока Саша пел первый куплет. И за кулисами у стула подломилась ножка. Я рухнула, разрезала руку, кровища… И даже не перевязав рану, накинула жакет и бросилась на сцену… Но как бросилась, так и остановилась — выяснилось, что я еще и ногу повредила. В антракте еле отодрала от руки жакет. Рану обработали, забинтовали. Рука уже зажила, а вот нога… Прихрамываю, но продолжаю выходить на сцену во всех спектаклях и концертах. Просто пока без прыжков во время танцев.
— На вашем юбилее, как всегда, было много звездных гостей: Басков, Буйнов, Винокур, Новикова, SHAMAN… Какие впечатления у вас от Ярослава Дронова?
— Знакомы мы давно. Он еще начинающим певцом к нам в театр приходил, в клипе на его песню «Встанем» я снималась, много раз встречались на сборных концертах. И в моем бенефисе у Андрея Малахова в этом году Ярослав участвовал. Но дуэтом пока не пели. Мне очень понравился концерт SHAMAN’а на Красной площади, я смотрела по телевизору не отрываясь — его динамика, энергия, песни завораживают. Ярослав и народные песни поет — и прекрасно это делает в своей интерпретации. А его песня «Душа нараспашку» одна из моих любимых — она настоящая, русская. Поэтому я попросила SHAMAN’а исполнить ее на моем юбилее.
— Но без трона все-таки не обошлось!
— Да, в финале юбилейного вечера посадили меня в царское кресло. И ко мне на сцену вышли внуки: «Надя, брось ты всю эту чехарду, приезжай к нам, поживи с нами немножко!»
— Георгий, внук, какой высокий стал!
— А что вы хотите, дети растут быстро. Да и есть в кого — мой сын Данила высокий.
— Вам, наверное, и не верится, что «Русской песне» уже 50 лет! А как все начиналось?
— Я была студенткой четвертого курса Института имени Гнесиных, когда в 1975 году собрала коллектив из пяти девушек, сама была шестой. Мы, как слепые котята, не знали, куда двигаться. Начали вырабатывать определенную систему репетиций. Истина рождалась в споре — до ора доходило. Но не разбежались, работали очень много — и через год уже были профессиональным коллективом. И завертелась карусель!
В то время для меня открытием стал ансамбль сестер Федоровых. Это был коллектив из Пскова — природный тембральный ансамбль сначала из четырех, потом из пяти сестер, который был создан в 1940 году и просуществовал до начала 70-х. Потом одна из сестер эмигрировала в Швейцарию, и по обычаям того времени коллектив предали забвению. Но пели они идеально.
— Остались пластинки?
— Их было не найти — все, что связано с Федоровыми, изъяли. Но на улице Качалова в Доме звукозаписи кое-что сохранилось, хотя и было распоряжение уничтожить записи — просто у хранителей не поднялась рука. А я задружилась с одной редакторшей, и она мне дала поработать с этим архивом. Их звучание я и взяла за основу своего ансамбля.
— А с Лидией Руслановой вы пересекались в сборных концертах?
— Да, например, в Колонном зале. Удивительная женщина. Помню, один раз иду я за кулисами в народном костюме, и она стоит… Тоже в народном костюме — вся грудь в бусах. Русланова впервые видела наше выступление и подозвала меня: «Надька, иди сюда. Знаешь, что самое главное? Правильно хранить деньги». Я была ошеломлена. Вытаращила на нее глаза. А она так бусы отодвигает, засовывает руку себе в лифчик, достает оттуда носовой платок, разворачивает, в нем другой, потом третий, а внутри пачка денег. Говорит: «Вот видишь, к телу положишь, точно возьмешь — проверенный метод!» Зачем она мне это сказала и показала? У меня тогда и денег никаких не было. Она женщиной с зорким взглядом была. Очень сильная, мощная, харизматичная — сразу видно, что за ней история. Удар держать умела: и тебя не обидит, и себя в обиду не даст… Однажды мне сказала: «Я все одна да одна, наконец-то вы появились. Нам тесно не будет!» Поддержала. Я ее дважды в жизни всего видела, но какие впечатления остались — навсегда!
Так вот, первое наше серьезное выступление было в Колонном зале Дома союзов. А в Союзе композиторов мы чуть не провалились. На нас пришли посмотреть многие авторитетные, знаменитые композиторы, а я от волнения забыла и мелодию, и слова нашей песни — так растерялась, когда увидела всех. Спрашиваю коллегу на сцене: «Как песня начинается?» А она шепчет: «Я сама ничего не помню!» Нас приветствуют аплодисментами, а мы стоим и кланяемся и ничего не поем. Позорище. Короче, я собралась и запела, что помнила — слова из одной песни, музыка из другой! После выступления к нам бежит восторженный композитор Вячеслав Щуров: «Где вы эту песню нашли?» А я своим: «Девки, валим отсюда, нам конец, сейчас разоблачат!» Но методичная работа, бесконечные спевки, поиски и эксперименты сегодня дали нам возможность свободно импровизационно подходить к любому народному произведению. Мы сейчас с ходу можем разложить на наше многоголосие любую песню! Но к этому надо было прийти. Я же отступать не умею, я казачка, у меня норов такой — и мы стали настоящим ансамблем, нас приняли в «Москонцерт». Надо было зарабатывать ставки. Так у нас было пять заходов на комиссию — министерское авторитетное жюри все искало, к чему придраться. Но мы своего добились — с пятого раза нам дали высшие ставки!
В 1976 году выступили в Сочи — там был Всероссийский конкурс советской песни. Приехали туда еще ничейные. Кто-то был от Министерства культуры, а это благонадежная поддержка, кто-то от Союза композиторов. А мы сами по себе. Но нам надо было заявить о коллективе. Мы исполнили песню композитора Жанны Кузнецовой на стихи Николая Тряпкина «Завивайся, березка». Очень красивая вещь в народной стилистике. Пели акапельно, с валдайскими колокольчиками — красота невозможная… А тогда в моде был рок — все группы на этом конкурсе в самом прямом смысле громыхали. На их фоне мы ни на что не рассчитывали. Но нам главное было — понять, как там все устроено, на звезд посмотреть — Лещенко, Пугачеву… И неожиданно мы заняли третье место и получили приз за чистоту звучания.
— С кем подружились тогда?
— С Йосей Кобзоном мы задружились крепко — ему очень нравились наши наивность, непосредственность и, конечно, музыкальные эксперименты. Он говорил: «Какие вы, девки, хулиганки!» С горящими глазами, любознательные, мы везде совали свой нос. И он нас тогда заметил, оценил. Мы и Александре Николаевне Пахмутовой приглянулись — они с мужем были в жюри.
В 1978 году мы приняли участие в международном конкурсе народной песни в Братиславе. Формат был очень необычный — артисты выступали перед жюри за ширмой. Это давало возможность объективно оценивать голоса — никто из жюри понятия не имел, кто поет. А я своих учила так: когда ты на сцене — энергию не жалеть, не придерживать на потом. «Потом» может и не быть! И пусть ты где-то дал дрозда, зато от души. И мы в Братиславе получили золотую медаль за лучшее звучание народной песни.
В 1979 году подали заявку на конкурс в Ленинграде, тоже связанный с народной музыкой и песней, — участники приехали со всей страны. В жюри была Людмила Зыкина, которая тогда сказала: «Лучше меня никто не споет, поэтому первое место никто не получит». Ну, в принципе она была права, я не возражаю.
Когда жюри совещалось, мы сидели на подоконнике на лестнице. Честно говоря, не волновались, потому что ничего не ждали. Помню, по лестнице спускалась женщина из Министерства культуры, которая мне симпатизировала на протяжении всего конкурса, и она загадочно сказала: «Надя, не волнуйся, у вас все хорошо». Но ничего конкретного. Что это значило? Я не поняла. Забегая вперед, расскажу, что годы спустя мы презентовали в концертном зале «Россия» спектакль «Когда песок взойдет», и ко мне за кулисы пришла Людмила Зыкина со словами: «Что бы тебе сейчас ни говорили, а ты это уже сделала». Я тогда тоже не поняла, хорошо это или плохо в ее оценке. Только со временем мне стало ясно, что она меня таким образом поддержала за мои новаторство, оригинальность и смелость. Вот и тогда в Ленинграде было непонятно, что значило это «у вас все хорошо».
Начали объявлять лауреатов — третья премия, вторая… Их получили очевидные фавориты конкурса. Пауза — кто же получит первую? И вдруг: «Русская песня», Надежда Бабкина!» И вот здесь наступила гробовая тишина, казалось, никто не дышал. В воздухе повис огромный вопросительный знак. Как это так — без «крыши», без поддержки, и вдруг победа! И мы тоже сидели онемевшие. За нами прибежали на лестницу: «Девочки, вы что сидите!» А мы даже не сообразили, что это нас объявили. Бросились на сцену. Нам вручают награды, еще раз объявляют, называют победителями… И ни одного хлопка… Но ничего страшного, мы ушли гордыми. Когда конкурс показали по Центральному телевидению, для нас это стало историческим моментом — к нам пришел успех.
— Начались гастроли?
— Да. Одни из первых наших гастролей от «Москонцерта», еще до конкурса, были в Свердловске, сейчас Екатеринбург. Филармонический зальчик — дверей нет, кулис нет. Выходим на сцену, а в зале сидят рядком четыре человека и один поодаль. Ну мы предложили ему поближе пересесть. Девчонки мои говорят: «Давай споем песен пять и свернемся». Я ответила: «Нет, будем исполнять всю программу!» И мы все честно отработали — выложились по полной. Эти пять человек орали так, что впечатление было — будто перед полным залом выступали. Мы были счастливы.
Ровно через год нас опять туда отправляют, в этот же зал. Памятуя прошлый концерт, мы ни на что не рассчитывали. Открываем двери, выходим на сцену, а там полный зал, битком. И я заплакала…
Поначалу у нас был чисто девичий коллектив. Потом к нам пришли проситься в ансамбль два парня. А у нас в этот день как раз выступление в концертном зале «Россия». Я говорю: «Ну показывайте, на что способны». Они спели. Спрашиваю: «Слабо с нами сегодня на сцену выйти? Через час!» — «Но мы же не знаем вашу программу», — сомневаются парни. «А мне вот и интересно, выплывете вы или нет, — отвечаю. — Выплывете — будете с нами работать!» Выплыли. Морды красные, пот течет, не знают, в какую сторону за нами по сцене бежать… Но и мы не садисты. «Не боись, мы прикроем, если что», — говорю. Вот и водили во время концерта вокруг них хороводы… Так у нас в коллективе появились парни.
— В советские годы «Русская песня» была штатным коллективом «Москонцерта». А когда вы начали работать самостоятельно?
— Когда развалился Советский Союз, развалилось все, и в «Москонцерте» начались проблемы. И в 1989 году я создала Московский государственный фольклорный центр «Русская песня».
— Гастроли тогда пропали, наверное?
— Да, договариваться уже надо было самим, частным образом. Помню, Йося Кобзон меня встретил и говорит: «Надя, а помнишь, как мы надрывались, чтобы получить наивысшие ставки…» А Союз развалился, и ставки накрылись медным тазом.
— Когда Центр стал театром?
— Московским театром мы стали в 2000 году. Вот так за 50 лет наш коллектив из шести девушек превратился в театр с штатом в 350 человек. Артистов в нем — 70. А в нашем ансамбле «Русская песня» — 12. Бабкина — тринадцатая.
— А как вы сегодня, с позиций мэтра, относитесь к такому феномену, как неожиданный успех псевдонародной музыки? Второй год из каждого утюга звучит «Матушка-земля» Татьяны Куртуковой. Неожиданный всплеск интереса у молодежи и к старым хитам Александра Костюка в исполнении Надежды Кадышевой и их сына.
— Да, тенденция к народности сейчас прослеживается. Сегодня этот интерес проявляется не только у старшего поколения, но и у молодежи. Тенденция хорошая. А песня «Матушка-земля» — красивая, мне нравится.
— А вам не обидно, что вы столько лет занимаетесь популяризацией народного творчества, а хайпуют на этом другие?
— Да, сил было положено много, а одна авторская песня, как сейчас говорят, «залетела»… Но что я могу поделать? Я только за — хорошее не надо отрицать. Если публика и артисты тянутся к народному — это же здорово. Лучше порадоваться за других, чем вставлять палки в колеса.
— Как отметили 9 Мая в этом году?
— В праздник мы показали премьеру спектакля «А. Твардовский. «Ради жизни на земле! Василий Теркин». Начало знаешь какое интересное? Экран. Музей. Дети. Девушка-экскурсовод рассказывает о войне, малышня не проявляет внимания и интереса. А в уголке, за столом с зеленой лампой, сидит писатель. Дети видят этого человека, подбегают к нему, садятся кружком, и начинается «Василий Теркин». Это бенефис Сергея Петровича Никоненко, он тут и в образе писателя предстает, и Теркина. Весь наш коллектив участвует в этом спектакле, исполняет песни войны.
— Ваши родители были участниками Великой Отечественной.
— Папа, Георгий Иванович Бабкин, был танкистом, войну прошел водителем в экипаже танка Т-34, участвовал в освобождении Европы, дошел до Берлина. Один раз был сильно ранен, в другой раз контужен, но тем не менее восстановился и продолжил службу. Вспоминал: «Пока в полевых госпиталях лежал, пока нас перевозили с места на место, такого насмотрелся… Но с боевыми товарищами связь не терял — знал, что вылечусь и вернусь к ним». Папа, как и многие фронтовики, неохотно рассказывал про фронтовые будни, но, помню, говорил: «Надя, мы шли вперед, вперед, вперед и мало-помалу побеждали. Знаешь, а в Европе нас с цветами встречали, с хлебом... Только не в Германии, конечно». Орденов у отца было предостаточно, но особенно он гордился орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и орденом Ленина. На 9 Мая обязательно надевал свой парадный пиджак, который мама загодя готовила — чистила ордена.
Мама же свой воинский путь начала со Сталинграда… Из родного села Астраханской области ее туда командировали учиться на радистку. Жила она при машиностроительном заводе. Тем, кто учился, давали карточки, паек. Мама поняла, что сможет с этим пайком прокормить не только себя, но и младшую сестру. А в Астрахани уже голодно было. Поэтому, чтобы помочь родителям, мама тайком от начальства выписала к себе Лиду, свою младшую сестру — мою будущую тетку. С тех пор делила с ней паек. Лида жила у мамы на птичьих правах, и как только приходила проверка, мама сестру прятала под кровать. Но однажды Лиду все-таки застукали. Мама расплакалась: «Куда я ее дену? Война…» И их пожалели: «Ладно, пусть живет, мы тебе полтора пайка будем давать». Люди человечные тогда были. Вот так и выживали. А как только мамино обучение закончилось, ее отправили радисткой вместе с наступающей Красной армией к линии фронта, а Лида вернулась к родителям. Мама дошла до Белоруссии. Знаю, что там она налаживала связь с партизанами в лесах. В Белоруссии до самой Победы мама и служила. По завершении войны вернулась в родное село. Тогда оно называлось Петропавловка, а сейчас это город Ахтубинск. У нас серьезные воинские части располагались, огромные полигоны испытательные... Видимо, поэтому там по службе оказался и папа. И где-то они с мамой познакомились. Он стал за ней ухаживать, в 1948 году они поженились, а еще через два года родилась я.
— 4 июня вы показываете спектакль «Тихий Дон» на Красной площади? Один из лучших спектаклей вашего театра, на мой взгляд.
— Да, в рамках открытия книжного фестиваля. Но по живому приходится резать, время лимитировано — все-таки Красная площадь...
— А потом сразу улетите на свой ежегодный фестиваль «Песни России»?
— Наше турне продлится с 6 июня и примерно до 10 июля. В этом году три региона посетим: Марий Эл, Нижний Новгород, Вологда. За месяц у нас запланировано 30 концертов, шесть мастер-классов, три пресс-конференции. У нас еще и май насыщенный! С проектом «Модно-Народно» 1 мая мы посетили Новомосковск, 16 мая поедем в Тульскую область, 18-го — в Калугу, 25-го — в Ярославль.
— Смотрю, Ярославль стал для вас уже родным. В прошлом году «Песни России» проходили в городах Ярославской области. В этом году вы Масленицу там закрывали. Сейчас едете с «Модно-Народно».
— Да, верно заметил. Нас там очень привечают — и жители, и губернатор Михаил Яковлевич Евраев, и советник губернатора по культуре Марина Владимировна Васильева. Мы оценили такое отношение и теперь дружим.
— А в чем суть проекта «Модно-Народно»?
— Идея автора и руководителя проекта Сергея Рябова в том, чтобы представить публике современные аранжировки народных песен — для пробуждения интереса молодежи к народной музыке. Пока этот тренд прослеживается, его надо поддерживать — сделать народную песню модной, актуальной.
— Не только народная музыка, но и элементы исторического народного костюма сегодня возвращаются в моду!
— Да, наконец-то! «Русская песня», в отличие от многих других коллективов и артистов, работающих в нашем жанре, всегда представляла аутентичный народный костюм на эстраде. Многие из наших костюмов сейчас можно увидеть в Музее Чайковского в Москве, филиале Музея музыки — там до 21 июля работает выставка «Музыка народная, слова народные», в организации которой мы принимали непосредственное участие.
— Есть у вас девиз, которому вы следуете по жизни?
— Верить в свое дело и быть верным своему делу! И в работе, и в творчестве нельзя отступать от своих принципов. Никто на блюдечке тебе ни успех, ни удачу, ни популярность не принесет. Нужно набраться терпения и двигаться к своей цели, невзирая на препятствия, сложности, помехи и промахи. Тогда вы будете счастливы. И других осчастливите. Когда у тебя самого мурашки по телу от творческого процесса, то и у людей непременно будут мурашки от того, что ты им несешь. Когда твой глаз горит, когда в тебе есть любовь — поверьте, равнодушных не останется.
Интересный факт
Надежда Бабкина в разное время окончила музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по двум специальностям: «руководитель народного хора» и «сольное народное пение». Кроме того, певица окончила ГИТИС по специальности «режиссер эстрадных и массовых представлений». Надежда Георгиевна говорит: «Если «Русской песне» исполняется 50 лет, то мой трудовой стаж — уже 55 лет. Ведь работать я начала, еще учась в музыкальном училище в Астрахани».
Интересный факт
Надежда Бабкина дружит с Александром Буйновым и его супругой Аленой. «Однажды по молодости мы очень здорово гульнули с Сашей, и когда его наутро доставили домой, Алена захлопнула перед мужем дверь: «Везите туда, где взяли», — вспоминает певица. — Саша вернулся ко мне, и веселье продолжилось. Теперь же именно Алена поддерживает традиции бесшабашных вечеринок нашей молодости».
Интересный факт
«Русская песня» трижды выступала в Каннах во Франции. В 1991 году в рамках Каннского фестиваля был представлен фильм «Царь Иван Грозный» с Кахи Кавсадзе и Игорем Тальковым в главных ролях. До начала презентации фильма масштабная российская делегация прошла ярким праздничным шествием по набережной Круазетт, а «Русская песня» выступила перед французской публикой.